В современных условиях комплексное реформирование и модернизация предприятий ЖКХ возможны только с привлечением частных инвестиций. Успешный опыт реконструкции систем теплоснабжения Петроградского района, Курортного и Петродворцового районов Санкт-Петербурга с привлечением средств ОАО «Газпром» показал эффективность негосударственных инвестиций в сектор ЖКХ. Не случайно комплексная инновационная программа по модернизации инженерных сетей Петроградского района была отмечена премией Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
На сегодняшний день сектор коммунальных услуг обладает большим потенциалом роста инвестиционной привлекательности, в ЖКХ есть во что вкладывать. По оценкам Росстроя износ производственных и инфраструктурных объектов коммунальной сферы России составляет: износ котельных — 54,5%, коммунальных сетей водопровода — 65,3%, канализации — 62,5%, тепловых сетей — 62,8%, электрических сетей — 58,1%, водопроводных насосных станций — 57,1%, канализационных насосных станций — 57,1%, очистных сооружений водопровода — 53,9%, очистных сооружений канализации — 56,2%.
Порядка 40 % оборудования в коммунальном комплексе было изготовлено более 20 лет назад. В развитых странах цикл обновления подобного оборудования составляет 6–8 лет.
Проблемы
Однако инвестиционная привлекательность сферы ЖКХ в России по-прежнему остается очень низкой. Это обусловлено несколькими причинами:
- наличие высоких входных барьеров на рынок ЖКХ (вертикальная интеграция, институциональные барьеры, ряд стратегических барьеров);
- отсутствие инвентаризации и государственной регистрации большинства объектов коммунального сектора;
- методы тарифного регулирования, не дающие стимулов повышать эффективность и осуществлять долгосрочные инвестиции: краткосрочность действия тарифов, политизированность процесса принятия тарифных решени;
- отсутствие инструментов страхования риска невозврата прямых инвестиций;
- неустойчивость финансового состояния большинства организаций коммунального комплекса, не гаранти рующая его платежеспособность и инвестиционную привлекательность в долгосрочной перспективе;
- нехватка качественного производственного и управленческого персонала в коммунальном секторе.
Опыт ООО «Северная Компания»
В 2008 году было заключено трехстороннее соглашение между Вологодским муниципальным районом, РЭК Вологодской области и ООО «Северная Компания» о строительстве 4 газовых котельных вместо угольных. По итогам реализации проекта можно отметить следующие результаты:
1. Повышение качества и надежности теплоснабжения (за счет применения современного высокоэффективного тепломеханического оборудования, энергосберегающих технологий, трубопроводов из некор- розионных материалов).
2. Снижение конечного тарифа для потребителей.
3. Автоматизация процесса производства (котельные работают без постоянного обслуживающего персонала, влияние человеческого фактора сведено к минимуму).
4. Обновление основных фондов.
5. Снижение удельных затрат:
- топлива — на 58 %,
- электроэнергии — на 16 %,
- водопотребления — на 50 %.
Вместе с тем при реализации проекта компания столкнулась с рядом проблем, обусловленных длительным процессом оформления собственности и получения лицензии, высокими рисками невозврата инвестиций при существующих методах тарифного регулирования, высокой текущей задолженностью населения, высокой вероятностью банкротства сетевых компаний — перепродавцов тепловой энергии.
Пути решения
Для улучшения инвестиционной привлекательности сектора ЖКХ и повышения эффективности вложения капитала в эту сферу необходимо принять ряд мер законодательного и организационного порядка.
Прежде всего нужно как можно скорее применить систему тарифного регулирования методом доходности инвестированного капитала. Такая система:
– позволит перейти к долгосрочным тарифным планам (действующим не менее трех лет);
– гарантирует инвесторам норму доходности, не меньшую, чем при альтернативных вложениях с сопоставимыми рисками. Такая норма доходности стимулировала бы инвестора реинвестировать прибыль в это же предприятие вместо того, чтобы распределять ее на дивиденды;
– сместит центр внимания компаний коммунального комплекса и потребителей с величины тарифа на надежность и качество оказываемых услуг, так как превышение компаниями целевых показателей надежности и качества позволит компаниям получать бонусы, а недостижение целевых результатов повлечет за собой санкции в виде сокращения тарифа на следующий год;
– потребует от компаний ежегодного сокращения операционных издержек с заданным регулятором темпом повышения общей эффективности.
И второе: необходимо на законодательном уровне снизить барьеры входа в отрасль. Должны быть установлены прозрачные и четко прописанные правила игры в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП), приняты соответствующие законодательные акты и разработаны проекты типовых договоров ГЧП (концессионных соглашений).
«Газинформ», №2, 2011 г.